Байбэк (buy back) - это процесс, когда эмитент выкупает собственные акции либо напрямую у акционеров, либо на фондовой бирже. Нужно отметить, что сам процесс выкупа может происходить как на собственные средства, так на заемные. В текущей ситуации при низких процентных ставках в США часто выкуп происходит за счет кредитования, так как заемные деньги стали очень дешевы. Многие считают, что этот фактор и спровоцировал волну байбэков. 

Куда компания может потратить кэш?

Целью операционной деятельности любой компании является формирование чистой прибыли, которая может быть распределена менеджментом бизнеса несколькими способами. Какие есть варианты у компании?

- Первый вариант - направить деньги на развитие, этот вариант кажется самым логичным, однако, для такого решения требуется благоприятная экономическая конъюнктура, иначе говоря, периоды цикла экономики сопровождающиеся ростом спроса, в противном случае новые объемы товара или услуг останутся невостребованными, а значит, и деньги будут потрачены зря. В настоящее время бизнес подходит к инвестициям в развитие с большой осторожностью, так как существуют серьезные опасения по поводу дальнейшего развития экономики, поэтому не все компании решаются на крупные капиталовложения.

- Второй вариант - бизнес может направить свободные средства на поглощение более мелких конкурентов, но в этом случае должен быть на примете достойный кандидат.

- Третий вариант - направить чистую прибыль на выплату дивидендов, но следует понимать, что это должно быть реализовано как долгосрочная стратегия, нельзя резко повышать или понижать дивиденды, так как это может привести к повышенной волатильности котировок акций компании. Стоит отметить, что для компаний, где большая часть капитала принадлежит узкому кругу инвесторов, резкое изменение в дивидендной политике не приведет к существенным негативным последствиям.

- Четвертый вариант - обратный выкуп акций, который в настоящее время приобрел огромную популярность в США, как способ распределения накопленной прибыли компаний. Байбэк позволяет возвращать деньги напрямую акционерам, а те уже сами решают, что с ними делать. Многие считают, что байбэк является признаком зрелости бизнеса, потому что с одной стороны компания достигла такого уровня развития, что у нее нет необходимости вкладывать все свободные средства в развитие, а с другой стороны с помощью обратного выкупа она повышает привлекательность своих акций в глазах акционеров, поддерживая ценовой уровень бумаг. 

Что происходит с акциями?

Выкупленные акции оказываются на балансе компании, и у нее есть 2 возможных варианта по распоряжению ими.

  1. Погасить акции. Этот вариант является предпочтительным для акционеров, так как мультипликатор EPS(прибыль на акцию) начинает расти, ведь количество акций уменьшается, это делает акции более привлекательными, а их стоимость начинает увеличиваться.
  2. Приобретенные акции можно направить на премирование сотрудников компании в рамках программы улучшения мотивации, использовать их в качестве частичной оплаты при поглощении других компаний, как только котировки пойдут вверх, то вернуть акции на рынок.

 Основные плюсы байбака для компании 

  1. Благодаря байбэку снижается дивидендная нагрузка
  2. Защищает компанию от смены владельца
  3. Увеличивает премиальные выплаты
  4. Проведение реструктаризации компании

Причины проведения

Прежде всего компания проводит байбэк, если это выгодно именно ей. Как правило, после проведения вырастают котировки компании. Мультипликатор EPS (прибыль на акцию) начинает расти, ведь количество акций уменьшается, это делает акции более привлекательными, а их стоимость начинает увеличиваться, что мотивирует инвесторов приобретать акции.

 Существует и частная форма байбэков, при которой акции выкупаются старшим менеджером. Например, таким способом в феврале 2019 года АФК «Система» повысила уровень доверия инвесторов к акциям, тем самым стимулируя котировки расти. Кроме того, налоговая оптимизация - первопричина проведения байбаков в США, потому что инвесторы выплачивают налог с дивидендов выше, нежели с курсовой разницы при продаже и покупке акций.

Примеры байбаков

Расцветом обратного выкупа акций можно назвать кризис 1987 года, в это время активно улучшались административные условия и снижались налоги с той целью, чтобы компании смогли осуществлять обратный выкуп акций для поддержания котировок в тяжелые времена.

Использовали этот способ достаточно часто в Китае и США в 2007, выкупая бумаги и стимулируя тем самым рост рынка. То есть это один из стимулирующих методов, который был наравне со стимулирующей политикой ЦБ.

Apple проводит агрессивные байбэки с 2012 года, тем самым постоянно разгоняя свои котировки. Microsoft тем временем начинает программу бессрочного выкупа акций. По общей статистике с 2013 года компаниями США было проведено операций более чем на 4 триллиона долларов.

Вырастут ли котировки компании впоследствии проведения байбэка?

Зачастую, котировки компании растут, но существует еще ряд аспектов, которые могут сказаться на росте: выручка, прибыль, деятельность компании и ее финансовые показатели, количество выплачиваемых дивидендов, количество миноритариев, стоимость сырья и курс валюты в моменте, доля выкупа. Также следует обратить внимание на то, собирается ли компания приобретать бумаги с премией и с какой именно, в этом случае покупая акции до байбака будет возможность хорошо заработать. Одним из основных аспектов является цель компании. Когда компания выкупает акции и перераспределяет их между сотрудниками, то на рост котировок будет оказано исключительно косвенное воздействие, а в случае погашения акций котировки однозначно будут расти.

Buyback is a process when an issuer repurchases its own outstanding shares either directly from its shareholders or on the open market. It should be noted that the process of repurchasing can be done with the company’s own money or with borrowed funds. With the current low interest rates in the US, buybacks are often financed with loans since borrowed money has become very cheap. Many believe that this factor has triggered a wave of buybacks.

What can a company do with its cash?

The purpose of all the business activities in any company is to generate net profit that can be distributed by its management in a number of ways. What options does a company have?

- The First Option is to use the money for expansion. While it seems the most logical thing to do, such a decision, however, requires a favorable economic environment. In other words, this should be done when the economic cycle is in a phase with increased demand. Otherwise, additional volumes of goods or services will remain unsold, which means that the money will be wasted. Right now businesses are very cautious about investing in their growth as there are concerns about the future of the economy, so not a lot of companies want to risk those types of large investments.

- The Second Option is for a business to use those free funds to acquire smaller competitors. In this case, they should have a worthy candidate in view.

- The Third Option is to distribute net profit as dividends. But keep in mind that this should be implemented as a long-term strategy. Dividend yield cannot be steeply increased or decreased as it can result in volatility of the company’s stock prices. It should be noted that for companies where most of the capital belongs to a small group of investors, a sudden change in dividend policy will not trigger significant negative consequences.

- The Fourth Option is the stock buyback that has gained immense popularity in the United States as a way of distributing the company’s profits. Buyback allows the company to return money directly to its shareholders and then they can decide what to do with their money. Many believe that buyback is a sign of business maturity because, on the one hand, the company has reached such a level that it does not need to invest all of its available funds in expansion. On the other hand, buyback increases the appeal of its shares for the shareholders by maintaining the share price at a good level.

What happens to the shares?

The repurchased shares are now on the company’s balance sheet and there are two possible options of what the company can do with them.

  1. Cancel the shares. This option is preferable for shareholders as the EPS (Earnings per Share) multiplier starts to go up as the number of shares decreases. The shares now have more appeal and their price increases.
  2. The repurchased shares can be used to reward the company employees as part of an incentive program. Shares can also be used as partial payment for the takeover of other companies and as soon as the share price rises they can be returned to the market.

 The main benefits of a buyback for the company

  1. After the buyback the company will be paying less dividends
  2. It protects the company from a change in ownership
  3. Incentive payments increase
  4. Corporate restructuring through buyback

Reasons for buyback

First of all, the company conducts a buyback if it is profitable for the company. As a rule, the company’s stock price goes up after a buyback. The EPS (Earnings per Share) multiplier rises as the number of shares decreases making the shares more attractive. Their price begins to go up as well, which motivates investors to buy more shares.

 There is also a private type of buyback where the shares are repurchased by the company’s senior manager. For example, this was the way a Russian conglomerate AFK Sistema increased its investors’ confidence in its shares in February 2019, thereby stimulating the stock’s price. Tax optimization is the primary reason for conducting buybacks in the United States because investors pay a higher tax on their dividends than on the exchange rate difference when selling and buying shares.

Examples of buybacks

The heyday of shares buyback was during the crisis of 1987. At that time, administrative conditions were being actively improved while the taxes were lowered in order for companies to be able to buy back their shares to maintain share prices in those difficult times.

The buybacks were also used quite often in China and in the United States in 2007 to buy securities and thereby stimulate market growth. That is, a buyback is one of the stimulating methods that was used along with the stimulating policy of the Central Bank.

Apple has been conducting aggressive buybacks since 2012 continually pumping its share price. Meanwhile, Microsoft is launching a buyback program that does not have an expiration date. Statistics show that since 2013, US companies conducted over $4-trillion-worth of buyback transactions.

Will the company’s stock price increase after the buyback?

Often, the company’s stock does go up but there are still a number of factors that can affect its price: the company’s revenue, profit, its operating activities and financial indicators, the amount paid out in dividends, the number of minority shareholders, the cost of raw materials, the exchange rate at the moment, and the percentage of the repurchased shares. It’s also important to know whether the company is going to purchase securities at a premium and if so, what it is. In this case, buying shares before the buyback will provide an opportunity for profit. One of the main factors is the company’s purpose for the buyback. When a company repurchases its shares and redistributes them among employees, the stock price will be impacted indirectly, while in the case of canceled shares the stock price will definitely increase.