Антикризисная монетарная политика Федеральной резервной системы США, известная как QE, ее история и возможные последствия

Впервые программа QE (Quantitative Easing - «количественное смягчение») была применена в январе 2009 года и стала ответом на глобальный экономический кризис, разразившийся в 2008. Причиной ему стал ипотечный кризис в США 2007-2008 годов.
Данный кризис застал американские власти в положении, когда обычных антикризисных мер, известных еще со времен «рейганомики» (снижение фискальной нагрузки, кредитное стимулирование конечного спроса, снижение ключевой ставки, увеличение госдолга), было явно недостаточно, что заставило их предпринять экстраординарные меры для поддержания финансовой системы страны.

Основная идея состоит в том, что на равне с «классическим» снижением ключевой ставки, ЦБ напрямую вливает новую ликвидность в финансовую систему страны путем покупки долговых финансовых активов у банков и других частных компаний за счет новой эмиссии денег. Это позволяет трансформировать значительную часть проблемных корпоративных долгов в государственные, увеличить банковские резервы страны и поднять цены приобретенных активов.

Периоды применения QE:

QE1.
Увеличило баланс ФРС до 2.3 трлн. $
Программа была запущена с января 2009 по август 2010. Основной целью выкупа были ипотечные долговые обязательства (MBS).
QE2.
Увеличило баланс ФРС до 2.9 трлн. $
Проводилась с ноября 2010 по Июнь 2011 и включила в себя выкуп долгосрочных государственных облигаций США.
QE3.
Увеличило баланс ФРС до 4.3 трлн. $
Проводилась с сентября 2012 по октябрь 2014.
С октября 2017 ФРС проводит политику сокращения, что приводит к уменьшению активов на балансе до 3.7 трлн. $
QE4.
Баланс перешагнул за 6 трлн. $ по продолжает расти экспоненциально.
С октября 2019 ФРС снова начал скупку активов, а в марте 2020 снижает ключевую ставку до нуля и объявляет о беспрецедентных планах по выкупу долговых активов на неограниченную сумму, включая облигации «мусорной» категории «ВВ».
QE5.
За время борьбы с экономическим последствиями от коронавируса баланс ФРС вырос более, чем на 70% или на $3 трлн, а избыточные резервы коммерческих банков выросли на 87,5%, или на $1,3 трлн.
Госдолг США перевалит за 130% от ВВП к концу года – это большой и относительно рискованный уровень. Спрос от ФРС на казначейские облигации позволяет поддерживать высокие цены и, соответственно, низкие ставки по ним.

Нужно признать, что с января 2009 года финансовый мир живет в новой реальности, а программы QE разбалансировали рынки до такой степени, что их последствия до конца не берется предсказать ни один уважающий себя экономист.
В частности, мы видим, что первое QE действительно помогло выйти из крутого пике фондовым рынкам и до определенного уровня восстановить экономические цепочки. Но не все пошло так, как на то рассчитывали главы ФРС. Экономисты предполагали, что «очищенные» балансы банков будут способствовать выдаче новых кредитов, а снижение ставки будет стимулировать заемщиков: с одной стороны производить, а с другой покупать конечную продукцию на фоне снижения стоимости займов. Как показала практика, банки посчитали, что гораздо надежнее инвестировать новую ликвидность в фондовый рынок, чем финансировать высокорисковые займы непубличных компаний. Это привело к самому продолжительному росту на фондовом рынке США, а конечному потребителю досталась лишь малая часть напечатанных денег.
Вторым последствием количественного смягчения может стать высокая инфляция, если рост экономики не превзойдет рост денежного предложения, связанного с QE. С другой стороны рост инфляции может быть желаемым последствием для оплаты огромного долга, вызванного смягчением. Другими словами - долги будут оплачиваться за счет рядового американца.
Если это предположение верно, мы увидим продолжение номинально роста активов, имеющих материальное выражение (например, акции США и золото), несмотря на удручающие экономические показатели.

В любом случае, вы должны помнить, что будущее предсказать не дано никому, но чтобы заработать, нам это и не нужно. Грамотный инвестиционный портфель должен учитывать все возможные сценарии развития событий.

The anti-crisis monetary policy of the US Federal Reserve System, known as QE, its history, and possible consequences.

The QE (Quantitative Easing) program was implemented for the first time in January 2009 in response to the global financial crisis of 2008 caused by the US subprime mortgage crisis of 2007-2008.
At the time of that crisis, it became obvious that the US authorities were facing a situation where the usual anti-crisis measures known since &laquothe Reaganomics days» (reducing the fiscal burden, stimulation of demand with credit, cutting the key rate, increasing the national debt) were clearly not enough. That made the authorities resort to extraordinary measures to keep the country’s financial system functioning.

The main idea is that along with the typical key rate cuts, the Central Bank pumps new liquidity directly into the country’s financial system by purchasing debt-based assets from banks and other private companies with a new emission of money. This transforms a significant part of problematic corporate debt into government debt, increases the country’s bank reserves, and raises the prices of acquired assets.

QE Rounds

QE1.
The asset side of the Federal Reserve’s balance sheet increases to $2.3 trillion
The round ran from January 2009 to August 2010. The main target of the buyback was mortgage-backed securities (MBS).
QE2.
The asset side of the Fed’s balance sheet increases to $2.9 trillion
This round ran from November 2010 to June 2011 and covered the buyback of long-term US government bonds.
QE3.
The asset side of the Fed’s balance sheet increases to $4.3 trillion
This round ran from September 2012 to October 2014.
Since October 2017 the Fed has been tapering off some of its QE policies leading to a decrease in assets on its balance sheet to $3.7 trillion.
QE4.
The balance sheet has exceeded $6 trillion and continues to grow exponentially.
In October 2019, the Fed started buying up assets again. In March 2020, it reduced the key rate to zero and announced unprecedented plans to buy back an unlimited amount of «debt-based» assets, including junk bonds with «BB». rating.
QE5.
During the fight to counter the economic effects of the COVID19 pandemic, the Fed’s balance sheet grew by more than 70% ($3 trillion) and the excess reserves of commercial banks grew by 87.5% ($ 1.3 trillion).
The US national debt will exceed 130% of GDP by the end of the year– this is a significant and relatively risky level of debt. The Fed’s demand for Treasury bonds keeps the prices high and, consequently, the interest rates low.

Since January 2009, the financial world has, no doubt, been living in a new reality, and the QE programs have unbalanced the markets to such an extent that no self-respecting economist will take it upon himself to predict the full consequences of QE.
In particular, we see that the QE1 has really helped the stock markets to get out of their slump and restored supply chains up to a certain level. But not everything went as the Fed’s experts expected. Economists assumed that the «cleaned up» bank balance sheets would encourage new loans and that the interest rate cuts would stimulate borrowing: on the one hand, the borrowers would produce more, and on the other, they would buy end products as a result of reduced borrowing costs. However, banks found it much safer to invest new liquidity in the stock market than to finance high-risk loans from non-public companies. This led to the longest-lasting bull market in the US stock market, however, the end consumer got only a small fraction of the money printed.
High inflation could be the other consequence of quantitative easing if economic growth does not exceed the increase in money supply associated with QE. On the other hand, rising inflation may be the desired outcome for paying off the huge debt resulting from the QE. In other words, this debt will be paid by regular US citizens.
If this assumption is correct, we will see the continued nominal growth of tangible assets (for example, US stocks and gold), despite a disheartening economic performance.

In any case, remember that no one can predict the future, but we don’t need predictions to make money. A professionally built investment portfolio must take into account all possible scenarios.