Первые упоминания об инфляции берут свое начало еще в средневековой Европе. Знатные лорды и князья, которые владели землями, собирали подати монетами своей собственной чеканки. В ответ на нехватку денег для удовлетворения собственных потребностей властьимущие решили разделять монеты на небольшие части, вес монеты уменьшался, а лорды из частей монет выпускали новые и покупали больше товаров. В результате, цены на товары постоянно росли, каждая монета имела все меньшую покупательную способность, а богатство перетекало к тому, в чьих руках был монетный двор. Этот исторический пример наглядно показывает, что инфляция это не только рост цен на товары, а по большей части обесценивание денег.  

Позже в истории ни раз бывало, что различные диктаторы печатали деньги для себя, повышая инфляцию, тем самым они накладывали дополнительный скрытый налог на свое население. Именно поэтому общество, которое дорожит ценовой стабильностью не должно доверять контроль над предложением денег людям, которые от инфляции выигрывают. Сегодня же все мировые банки независимы от правительства, целью которых является контроль над предложением денег во имя процветания экономики.  

В истории так же существовало такое понятие как «золотой стандарт», в случае его применения объем эмиссии денег привязан к золоту. ЦБ не могли напечатать денег больше, чем было золотых слитков, а все проблемы в экономики решались путем увеличения государственных расходов, например, на строительство инфраструктуры, но такие меры были не всегда действенными. Во времена Великой Депрессии инфляция в США была на уровне нуля, даже опускалась в отрицательную зону, при этом росла безработица и экономика страны стагнировала. Хоть ключевая ставка ФРС и была на уровне 1,5%, банки не кредитовали население, потому что они требовали большие залоги, на этом фоне стремительно обесценивалась земля и недвижимость. Экономика была в таком состоянии, когда ограниченное количество денег не могло поддержать спрос на товар, не стимулировалось и производство различных товаров, поэтому на восстановление экономики потребовалось почти 10 лет. В результате стало очевидно, что для роста экономики были нужны деньги в большем количестве, чем позволял «золотой стандарт».  

Инфляция, которая принимает отрицательные значения называют дефляцией. Дефляция является процессом, который гораздо опаснее сказывается на экономике. В условиях дефляции люди не заинтересованы в том, чтобы тратить деньги, откладывая свои покупки. На доказательство этой простой истины нобелевскому лауреату и основателю монетарной экономической теории Милтон Фридману потребовалось 20 лет. В 70-х годах произошла отмена золотого стандарта, и мир столкнулся с сильнейшей инфляцией, потому что весь объем денег, напечатанный за весь период становления экономики, стал «охотиться» за ограниченным количеством товара. Инфляция в США на пике достигала 15%, ФРС и другие банки повысили ставки, стремясь обуздать инфляцию, тогда и начался период таргетирования инфляции. Это сработало, и когда инфляция стала предсказуемой, правительство и бизнес смогли строить планы на будущее.  

Сама же история с высокой инфляцией в 70-х, 80-х говорит о том, что рост экономики, рост ВВП связывает избыток денег, инфляция становится ниже, а ЦБ могут позволить себе снижать ставки, поддерживая нужный рост экономики. Таким образом, мы понимаем, что основная функция ЦБ в современной экономике - предоставлять необходимое количество денег для роста экономики, не слишком много, чтобы не было высокой инфляции и не слишком мало, чтобы рост продолжался. Но сейчас, когда в мировой экономике разворачивается гонка новых технологий, когда темпы роста ВВП нужно поддерживать на все более высоких уровнях, начиная с Бена Бернанке, который возглавлял ФРС в кризис 2008-2009, все проблемы решаются через вертолетные деньги. Когда экономика запускается с помощью таких средств, то сразу повышается деловая активность, и возникает большой спрос на сырьевые товары, но цепочки поставок не успевают за спросом, цены на сырье взлетают, и это порождает инфляцию спроса. 

 В заключении хотелось бы подчеркнуть основные выводы об инфляции:  

  • Инфляция - необходимый атрибут роста и восстановления экономики, если не будет инфляции у людей не будет стимула тратить деньги на товары и услуги сегодня, бизнес будет ограничивать выпуск товара, как следствие экономика не будет расти. 
  • Инфляция не должна быть очень высокой, быстро меняться или двигаться скачками, иначе компаниям и правительству будет сложно строить какие-либо планы по развитию, а в цену товаров будут закладываться большие инфляционные издержки.  
  • Рост экономики, новые производства, новые технологии связывают деньги и оказывают на инфляцию сдерживающий эффект, но одновременно если нарушаются цепочки поставки товаров, либо мы наблюдаем очень быстрый рост экономики, то может произойти всплеск инфляции. С умеренным ростом экономики и с восстановлением цепочки поставок рост инфляции ослабевает.  
  • При растущей инфляции и снижающихся темпах роста экономики, ЦБ повышают ставки, обычно для рынков это становится ударом, поэтому ЦБ стараются заранее готовить к этому инвесторов.  
  • Если экономика растет и инфляция остается в пределах ожидания регулятора, то ЦБ занимают выжидательную позицию, а рынки акций идут наверх. 
  • Спекулировать против ЦБ очень опасно: если ЦБ объявляет программу выкупов активов, то надо работать от покупки, а если ЦБ сворачивает программу выкупов активов, то инвесторам нужно занимать осторожную позицию.  
  • Темпы роста экономики всегда в центре внимания, а высокие темпы инфляции привлекают внимание регуляторов только в случае критической ситуации.

The first mentions of inflation can be found in medieval Europe. Noble lords and princes who owned lands collected taxes with coins of their own coinage. In response to the money deficit and to satisfy their own needs, the powers that be decided to start breaking coins into smaller parts. While the weight of coins was decreasing, lords used those coin bits to mint new coins, which they used to buy more goods. As a result, the prices were constantly rising, each coin had less and less purchasing power, and wealth flowed to those who owned mints. In this historical example, we can see that inflation is not just an increase in the prices of goods but mainly the depreciation of money.

There were many instances later in history where some dictators printed money for their own purposes and caused inflation, thereby imposing an additional hidden tax on their population. That is why countries that value price stability should not entrust control over the money supply to those who can benefit from inflation. Today, all the world banks are independent of the governments, and their goal is to control the supply of money in the name of economic prosperity.

In history, there was also a concept of the “gold standard.” When it was used, the volume of issuance of money was linked to gold. The central bank could not print more money than there was gold bullion, and all problems in the economy were solved by increasing government spending, for example, on infrastructure improvements. However, these measures were not always effective. During the Great Depression, inflation in the United States was at zero, sometimes even negative, while unemployment grew and the country’s economy stagnated. Although the Fed’s key rate was at 1.5%, bank lending to the population was plummeting because banks demanded a large amount of collateral. As a result, land and real estate rapidly depreciated. The economy was in a condition where the limited amount of money could not support the demand for goods, so the production of goods was not stimulated and it took almost 10 years for the economy to recover. As a result, it became obvious that more money was needed for the economy to advance than the gold standard allowed.

Negative inflation is called deflation. The deflation process is actually much more dangerous for the economy. When this is the case, people are not interested in spending money and postpone their purchases. It took Milton Friedman, the Nobel Prize winner and author of the economic theory known as Monetarism, 20 years to prove this simple truth. In the 70s, the gold standard was abolished, and the world faced hyperinflation because the entire amount of money printed during the period of economic recovery started “hunting” the limited amount of goods. Inflation in the US peaked at 15%. The Fed and other banks raised their rates in an effort to curb inflation, and the period of inflation targeting began. This strategy worked, and when inflation became predictable, the government and businesses were able to make plans for the future.

The story of high inflation in the 70s and 80s tells us that economic growth and GDP growth are tied to excess money. As inflation lessens, the central bank can afford to cut rates, maintaining the required economic growth. Thus, we can see that the central bank’s main function in the modern economy is to provide the necessary amount of money for economic growth. Not too much money–to prevent high inflation, and not too little so that the growth can continue. But in a current situation when there is an ongoing race of new technologies in the world economy and when the GDP growth has to be maintained at higher and higher levels, all problems are now being solved with helicopter money (starting with Ben Bernanke who headed the Fed during the 2008-2009 crisis). When the economy gets kick-started this way, there is an immediate rise in business activity and increased demand for commodities. However, supply chains cannot keep up with demand, commodity prices skyrocket, and this leads to demand-pull inflation.

In conclusion, we would like to emphasize these main points about inflation:

  • Inflation is a necessary attribute of economic growth and recovery. If there is no inflation, people have no incentive to spend money on goods and services today. As a result, businesses will have to limit their production of goods, which will result in economic stagnation.
  • Inflation must not be too high, change too rapidly, or move in leaps and bounds. Otherwise, it will be difficult for companies and the government to do any proper planning and high inflationary costs will be built into the price of goods.
  • Economic growth, new manufacturing facilities, and new technologies tie money up and have a restraining effect on inflation. But at the same time, if the supply chains are disrupted, or if there is very rapid economic growth, the inflation spike may result. With the economy growing at a moderate rate and with recovering supply chains, inflation diminishes.
  • With rising inflation and a declining economy, central banks raise their rates. Usually, this becomes a blow to the markets, so the central banks try to warn investors in advance.
  • If the economy grows and inflation remains within the expectations of the regulator, then central banks take a “wait-and-see” position and stock markets rise.
  • It is very dangerous to speculate against the central bank: if the central bank rolls out an asset purchase program, then investors need to take this purchasing into account in their work. If the central bank then cuts the asset purchase program, investors have to be very cautious.
  • Economic growth rates are always in the spotlight, but high inflation rates get the regulators’ attention only in critical situations.